История

Так называемое «внутригородское движение» уже было организовано в июле 2008 года. Ежедневно утром и вечером со станции Красноярск отправлялись два электропоезда. Один двигался через левобережные станции Бугач, Красноярск-Северный, через мост 777 выходил на правобережную часть города через станции  Красноярск – Восточный, Базаиха, Злобино, Енисей, замыкая кольцо на станции Красноярск главный. Другой поезд курсировал в обратном направлении.

Со временем число остановок в схеме движения увеличилось с 18 до 21. в крупных жилых массивах мы открыли пять временных посадочных платформ – в Красноярске и поселке Березовка. Тогда было решено, что временными они будут, пока специалисты не изучат спрос пассажиров на предмет удобства расположения, после чего на паритетных началах будут возведены капитальные платформы. Так же предполагалось встроить остановочные пункты в схему движения городских автобусов и благоустроить прилегающую территорию. Этого не произошло. Жителям Березовки, например, чтобы добраться до посадочной платформы, нужно перейти через пустырь. В дождь, когда натоптанные тропинки размывает, это особенно трудно. Аналогичная ситуация на станции Красноярск – Северный. От жилого массива платформу отделяет большой неблагоустроенный участок, а ни один автобус к ней не подходит. После запуска электропоездов ими пользовались около 50-ти человек в день. Со временем пассажиропоток удалось довести только до 250-300 человек.

Отсутствие развитой городской инфраструктуры не позволило еще более увеличить количество перевезенных пассажиров. Как следствие из-за роста убытков от организации данного вида перевозок и отсутствия компенсации мы вынуждены были приостановить проект «внутригородская электричка».

В настоящее время в  рамках территориального планирования Красноярской агломерации, предлагается вновь возвратиться к вопросу организации внутригородского железнодорожного движения. Прошлый опыт курсирования показывает, что реализация проекта «Городская электричка» значительно сократит время в пути следования пассажиров между левым и правым берегами города Красноярска относительно городского общественного автотранспорта, а также удовлетворит потребности жителей  Березовского и  Емельяновского районов, работающих на предприятиях краевого центра. Кроме того, развитие внутригородского железнодорожного движения,  синхронизированного с общественным городским транспортом, позволит частично разгрузить  город от автомобильных пробок и улучшит экологическую ситуацию в Красноярске.

С января 2012 года ОАО «Краспригород»  начата   работа  по исполнению внутригородских перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. В рамках этого проекта жителям города Красноярска предоставляется возможность при условии приобретения внутригородского абонементного билета совершать поездки в пределах краевого центра на электропоездах по ценам  альтернативного городского транспорта (трамваев и троллейбусов).

Цель проекта «Городская электричка» – повышение качества транспортного обслуживания с интеграцией пригородного сообщения с городскими железнодорожными маршрутами и перевозками другими видами транспорта. Наличие железнодорожной инфраструктуры является существенным преимуществом для успешной его реализации. Длина железнодорожных путей в черте города Красноярска составляет 73 км, в обслуживании пассажиров задействовано 17 остановочных пунктов. При этом, при следовании электропоездом, время в пути сокращается в 2-3 раза по сравнению с автобусным движением.

Проект «Городская электричка» включен в состав документов федерального и краевого уровня, таких как:

- Комплексная транспортная схема города Красноярска;

- Генеральный план города Красноярска.

- проект Концепции транспортного обеспечения ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года.

В сентябре 2014 года подписано Соглашение между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и ОАО «РЖД» о взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска. Данным Соглашением стороны обязались осуществить мероприятия, направленные на обеспечение условий для организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в черте города Красноярска (в их числе: строительство остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов, устройство пешеходных подходов с ограждением пешеходной зоны, освещением и установкой информационных указателей).

В 2013-2015 гг. в рамках реализации проекта:

- за счет муниципального бюджета в самом крупном и населенном Советском районе города Красноярска на территории, прилегающей к станции Красноярск Северный, построена отстойно-разворотная площадка для городского общественного автотранспорта с подведением 6 автобусных маршрутов.

Со станции Красноярск Северный  дополнительно назначено 7 пар электропоездов, движение которых увязано с автобусным транспортом.  В результате, пассажиропоток на станции Красноярск Северный увеличился практически в 2,5 раза.

 - за счет средств ОАО «РЖД» построены посадочные платформы на остановочных пунктах Водопьянова и Белые Росы;

- внутригородские железнодорожные маршруты включены в программу пригородных перевозок Красноярского края, заказом министерства транспорта назначено дополнительно 10 пар поездов (7 пар Красноярск-Красноярск Северный, 3 пары Базаиха-Красноярск). Во внутригородских перевозках ежедневно участвуют 30 пар пригородных поездов, что обеспечивает доставку жителей города в пиковые часы на работу и обратно. Населенность поездов на некоторых внутригородских участках достигает 90%. Убытки от перевозок субсидируются краевым бюджетом.

- Правительством Красноярского края установлен единый тариф 19 рублей на проезд в черте города, вне зависимости от пункта посадки и назначения. При этом, стоимость проезда в городских автобусах 22 рубля.

Более того, в рамках проекта «Городская электричка» в апреле 2016 года Правительством Красноярского края сделан беспрецедентный шаг -  внутригородской участок продлен до г.Дивногорска и стоимость проезда на участке Красноярск-Дивногорск, протяженностью  40 км,  составляет 19 рублей.

Установление единого тарифа на проезд, сокращение времени следования и назначение дополнительных поездов способствовало увеличению пассажиропотока по направлению Красноярск-Дивногорск на 35%.

Платежная система, которой пользуются пассажиры «Городской электрички», аналогична общественному городскому транспорту. Наряду с традиционной наличной формой оплаты в кассе, на внутригородских маршрутах активно применяется безналичный расчет по «Транспортной карте», которая действует на всех видах городского общественного транспорта. Расчет по транспортной карте осуществляется непосредственно в электропоезде. Кроме того, карта используется как «пересадочная», позволяющая пассажиру получить скидку 2 рубля при проезде на втором виде общественного транспорта в течение 90 минут. На сегодняшний день транспортной картой пользуется около 500 человек в сутки, т.е. порядка 10% внутригородских пассажиров.

В целом, развитие проекта «Городская электричка» обусловлено повышенным интересом пассажиров и имеет положительную динамику. В период с 2012 года, т.е. с начала его реализации, по 2015 год внутригородской пассажиропоток увеличился на 37,6%, из которых только в 2015 году годовое количество пассажиров выросло на 20% и составило 1,1 млн. человек.